Admin62 » 15 сен 2014, 13:41
Шацкие лиходеи
Старинная легенда гласит, что в лесной шацкой глухомани жили семь братьев-разбойников. Каждый из них имел свой притон, а старший брат-атаман обитал на Кладовой горе. По ночам, а то и днем выходили «добры молодцы» из чащоб лесных и грабили на больших дорогах проезжих богатых людей.
Рассказывают, что кудеяры бедняков не трогали, а часто делились с ними добычей. Грабили гультяи и богатые усадьбы. Все награбленное: золото, серебро, камни самоцветные, украшения драгоценные – прятали они в пещерах Кладовой горы.
Награбленные богатства братья-кудеяры складывали в бочонки. Да только богатства те были заговоренные – никому в руки не давались. Проникнуть в пещеры и увидеть богатства можно было только раз в году, в заутреню светлого праздника. Да только людям было страшно не только в пещеры спускаться, но и приближаться к горе.
Однажды один храбрый мужик решил подняться на Кладовую гору и добраться до спрятанных там сокровищ. На рассвете в праздничный день сотворил молитву Богу – и отправился в путь. Добрался до заветной горы и полез в темный вход пещеры. Помолился еще раз. Ну и стал потихоньку продвигаться вглубь пещеры. А там ходы во все стороны разветвляются. В какую сторону идти? Пошел смельчак, куда ноги поведут. Вскоре ход стал узким – на четвереньках пришлось пробираться. И вдруг заметил мужик: впереди свет разливается. Подобрался поближе, да так и ахнул! Перед ним – светлая, просторная горница, вырубленная в горе. Вдоль стен бочонки с разбойничьей добычей стоят. А в них чего только нет: золото, серебро, жемчуга, самоцветы… Да только взять ничего нельзя: по горнице солдаты с ружьями расхаживают, зорко добро охраняют. Как увидел мужик сокровища – так и обмер. Страх руки-ноги сковал. Перекрестился он и пополз назад. Сам не помнит, как выкарабкался на свет Божий, как до родной деревни добрался. Притащился домой ни жив ни мертв. Залез на полати, да так и не поднялся. Похворал-похворал мужик да и помер. А перед смертью наказ дал: никому на Кладовую гору не ходить, чтоб беды не нажить…
Что правда, то правда: в XVII – XVIII веках шацко-тамбовские места называли разбойным краем. Да и было отчего. Крепостной гнет здесь, на «украйне» государства, усиливался, а никакой управы на алчных помещиков не было. Подати и платежи, натуральные повинности год от годf росли. Рекрутчина забирала у крестьянства главную рабочую силу. Помещики-самодуры нередко унижали крепостных, красивых молодок заставляли нести «постельную повинность», над мужиками издевались. Чуть что не так – баре хватались за розги.
Некоторые крестьяне бежали с семьями на Дон, становились казаками. Другие оставались в родных местах и становились разбойниками. Они собирались в большие партии, иногда человек до ста, плавали на лодках и барках по Выше, Цне и Мокше, «разбивали» торговые суда и учиняли «многие грабительства и воровство». Большие шайки находили пристанище в цнинских лесах. Жили в шалашах, землянках, а то и рубили себе избы-времянки.
Лесные удальцы имели лошадей, холодное и огнестрельное оружие, иногда и небольшие пушки. Во главе каждой шайки стоял атаман – как правило, наиболее сильный, ловкий и удачливый разбойник. Обычно главарь забирал себе львиную долю добычи, а если у него имелась женщина, она принадлежала только ему…
После того как Шацк утратил оборонное значение в связи с расширением государства, Петр I возложил на город полицейские функции, и во времена его правления в Шацкую и Тамбовскую провинции посылались многочисленные воинские команды, которые успешно боролись с «воровскими людьми». Кроме того, была организована общественная охрана.
«Добры молодцы» с большой дороги не дремали. В 1710 году в окрестностях Шацка наводили ужас шайки Никиты Ишикина и Максима Калыкина. Более сотни разбойников разъезжали на лодках по Цне, Выше и другим рекам, грабя села и пристани. В Сасове гультяи разорили кабак и вылили на землю все оставшееся «пойло». В Агломазове атаман заставил священника кропить святой водой свои лодки, за что разбойники клали в тарелку по копейке. Пострадал от гулящих людей и Николо-Черниев монастырь. Правда, монахов разбойники не тронули, но монастырские деньги забрали.
В шацкие леса была направлена воинская команда. Была захвачена целая воровская шайка, атаманом которой был поп Андрей Андреев, а есаулом – его сын Василий. В подвалах, оборудованных в воровском стане, были найдены бочки с водкой, продукты. Разумеется, на тропу разбоя многие гулящие люди выходили не от хорошей жизни, но тем, кого они грабили, от этого было не легче.
В первой половине XVIII века в Шацке значился палачом некто Молоствов, о котором рассказывали жуткие истории. Это был мужик огромного роста, заросший до глаз рыжей бородой, угрюмый и страшный. Краевед М.В. Румянцев писал, что Молоствов отличался крайней жестокостью и выполнял свои обязанности с видимым удовольствием. Когда в город привозили осужденных на казнь разбойников, на Соборной площади собиралась толпа обывателей. Палач в красной рубахе поднимался на помост, крестился на церковь, кланялся толпе, брал из рук помощника топор на длинной ручке и одним махом отсекал голову осужденному. Толпа шумела, на колокольне три раза бил набатный колокол. Молоствов жил в Казачьей слободе с женой. Рассказывали, что он убил сына-младенца и питался молоком жены, грудь которой сосал до крови. Он вынуждал кормящих женщин, сосал у них грудь. Мужья пытались его убить, но безуспешно. Покончила с ним жена, забеременев в очередной раз и предвидя печальный конец новорожденного. Она отрубила сонному мужу голову, потом заявила об этом шацкому воеводе…
В начале XVIII века недалеко от города Щацка жил помещик Трусов. Дворня в его имении была многочисленной, а усадьба казалась крепкой и надежной. Несмотря на это, на землевладельца напала шайка разбойников, «дом его разбили и его самого закололи до смерти рогатинами».
Нередко «гультяи» не жалели ни женщин, ни стариков, ни малых детей. Так, в 1728 году они напали на деревню Нашу, Шацкого уезда, и всех ребятишек «били и увечили смертным боем и огнем жгли, и отымали у них всякие пожитки…».
Отчаянная лихость разбойников иногда просто поражала. В 1732 году произошло следующее событие. Разбойничья партия, числом более ста человек, под видом рабочих нанялась к купцу Вышинской пристани. Обычные работы шли до шестого апреля, но в это число, приходившееся на первый день Пасхи, мнимые рабочие «Вышинскую пристань разбили дневным разбоем и взяли у купецких людей и на кабаки и в таможни денег тысяч с пять…».
Поделивши «дуван», разбойники попрыгали в лодки и поплыли вниз по Выше-реке…
Ну а что же произошло с кладами, которых, судя по народным сказаниям, в шацкой земле схоронено видимо-невидимо? Где находится легендарная Кладовая гора – до сих пор существуют только предположения. А клады, в шацкой земле действительно имеются.
В 1947 году в Шацке, на Республиканской площади, под церковью, найден клад серебряных монет XVI – XVII веков, относящихся ко времени царствования Ивана Грозного, Елизаветы Петровны. В глиняной кубышке находилось 112 монет, но едва ли этот клад принадлежал разбойникам, скорее наоборот; священнослужители зарыли деньги, опасаясь «воровских людей».
В 1965 году в селе Темешеве был найден клад из 957 серебряных монет XVI – XVII веков.
В 1985 году житель села Лесное Конобеево Михаил Кокунов копал ямку для столба ограды и неожиданно наткнулся на полуразрушенный горшок, обернутый в истлевшую ткань. Блеснул металл. Оказалось, что в горшке было закопано свыше 540 серебряных монет общим весом 355 граммов. Находка была передана в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник. По свидетельству сотрудников музея, монеты представляют значительную историческую ценность. В основном, это серебряные копейки московской, псковской и новгородской чеканки, имевшие хождение в XVI – XVII веках. На многих из них изображен всадник с копьем (кстати, отсюда и пошло название –«копейка»). Есть здесь и монеты с изображением всадника с саблей – так называемые «денги», равные по стоимости половине копейки. Монеты относятся ко времени княжения и царствования Ивана IV, Бориса Годунова, Василия Шуйского, Федора Ивановича. Есть даже монеты, отчеканенные при Лжедмитрии. Как попал клад в конобеевскую землю –остается только гадать..
Что ни говори, а разбойничьи клады, по всей вероятности, шацкая земля хранит и по сей день.