Легенды Земли Рязанской

Легенды Земли Рязанской

Сообщение Admin62 » 09 сен 2014, 16:14

Добрыня Никитич

Различные регионы (а их на карте почти три десятка) представлены сказочными, былинными персонажами, чьё происхождение или бытование связано с данной местностью. Символом Тулы, к примеру, стал Левша. Город Ишим Тюменской области представит Конёк-Горбунок, Уфу — аленький цветочек, Палех Ивановской области — Жар-Птица, Тверскую область — Змей Горыныч. Больше всего персонажей «закрепили» за Ярославской областью. Тут поселились и Емеля, и курочка Ряба, и водяной, и Баба-Яга, и Мышка-норушка с Михайло Потапычем, сиречь Топтыгиным. В Рязанской области «прописали» Добрыню Никитича, защитника русской земли, победителя Змея. Какие же места Рязанщины связаны с былинным богатырём?

В России вряд ли найдётся человек, который бы ничего не знал о героях русских былин, славных защитниках своей родины. Особое место народная память отводит легендарным витязям: Илье Муромцу, Добрыне Никитичу и Алёше Поповичу. Среди знаменитой троицы особый интерес для Рязанской земли вызывает второй по популярности, после Ильи Муромца, герой былин Добрыня Никитич, самый интеллигентный среди былинных богатырей. В нём воплощены те качества, которые народ в совокупности называл словом «вежество»: образованность, прекрасное воспитание, знание этикета, умение петь, играть на гуслях, искусное владение шахматами. Добрыня разумен в речах, сдержан, тактичен. Кроме того, он храбр и отважен, бесконечно предан своей родине. Заботливый сын и любящий супруг.

Мало кто задумывался над тем, что у былинных героев были реальные прототипы. Прообразом Добрыни Никитича мог быть славный витязь Добрыня Рязанич Золотой пояс. Он упоминается как участник битвы между князьями-братьями Юрием и Константином Всеволодовичами в 1217 году. Также среди павших в роковой битве на Калке (1223 год) значатся богатыри Добрыня Золотой пояс и Алёша Попович. Медицинские эксперты датировали останки святого преподобного Ильи Муромца ХП веком. На основании этого историки предполагают временной период жизни Ильи с 1148 года по 1203 год. Учитывая, что Добрыня Никитич и Алёша Попович погибли в битве на Калке в 1223 году, эти три героя вполне могли сообща участвовать в битвах, и не только.

Согласно легенде, наш герой был сыном рязанского боярина Никиты Романовича, который имел вотчину на одном из окских островов у городка Елатьма. По другой версии, его родина находится на острове реки Оки, называемом Добрыня, недалеко от населённых пунктов Ерахтур и Рубецкое (Шиловский район). В XII веке землями Ерахтура и Елатьмы владел Городец Мещёрский (сейчас Касимов), поэтому объективно можно утверждать, что именно Касимовская земля является родиной Добрыни Никитича.
Вложения
71-043644-9b92ea8718b6cf05b75a43928e0b3f43.jpg
71-043644-9b92ea8718b6cf05b75a43928e0b3f43.jpg (102.78 KiB) Просмотров: 10021
Аватар пользователя
Admin62
 
Сообщений: 1311
На форуме с: 02 апр 2013, 11:43
Сказал спасибо: 62 раз.
Поблагодарили: 36 раз.
Репутация: 11 

Re: Легенды Земли Рязанской

Сообщение Admin62 » 10 сен 2014, 11:15

Ежегодно на землю падает тысячи метеоритов, большинство из них размером в несколько сантиметров но иногда это огромные глыбы металла или камня.

Падение метеоритов вызывает не только сотрясение земли, но и резонанс в обществе. Уже десятки лет ведутся споры о природе тунгусского метеорита, рассказы же о падении метеоритов в древности живут века и тысячи лет.

Не является исключением и наш Шиловский район. В селе Тырново до сих пор рассказывают легенду о том, что черт нес по небу скалу и уронил её, аналогичные придания бытовали и в селах Тимошкино и Юшта. В лесу у села Боровое часто находят оплавившиеся кусочки металла похожие на метеориты.

Однако все это рассказы… В августе этого года Шиловским краеведческим музеем , ЭКЦ Заряна и телеканалом Рен-ТВ была предпринята комплексная экспедиция по изучению Святого озера у села Борок.

Легенда гласит, что некогда стояла на этом месте церковь, но по воле Божьей провалилась под землю, и на её месте образовалось озеро.

Обычно подобные озера-легенды возникают на месте образования карстовых провалов.

Карст - это собственно древние пещеры, образовавшиеся в результате сохранения ледниковых вод или же подземных водных резервуаров, которые меняя свой уровень, перестают поддерживать свод пещеры, в результате чего происходит проседание почвы, и образуется яма или озеро. Действительно, сторонний наблюдатель может воспринять это как чудо, когда у него на глазах вдруг появляется озеро буквально за несколько минут.

Однако, водолазы-подводники группы «Стикс», совершив свое погружение сразу дали однозначный ответ: озеро не карстовое, скорее это огромная воронка….

Повторные погружения позволили определить наличие ассиметрично расположенного кратера с общей глубиной до 27 метров. Изучение озера сильно затруднено тем, что на глубине 15 метров расположен мощный термопласт воды с температурой около нуля градусов… Приведенная ранее аэрофотосъемка показала, что вокруг озера имеется небольшой вал, характерный для метеоритных воронок. Таким образом возникло первое подозрение о метеоритном происхождении этого озера. Наиболее ярким свидетельством этого является тот факт, что озеро правильной круглой формы, то есть опять же в виде воронки кратера. Совокупность фактов была направлена в РАН (Российская академия наук) академику Андрею Кирилловичу Станюковичу. После длительного изучения представленных материалов вердикт специалистов таков: да, озеро метеоритного происхождения. Судя по характеру воронки, падение произошло чуть более тысячи лет назад, необходимы комплексные исследования с целью обнаружения объекта падения.

Таким образом, наше борковское озеро оставило некое небесное тело упавшее где-то в 7-10 веке. Это эпоха чрезвычайно интересная, когда на территории Рязанщины исчез целый народ, получивший название в литературе как Культура Рязано-Окских могильников.

Это был народ свирепых воинов, который контролировал огромную территорию Волго-Окского междуречья и, находясь на пике своего развития, вдруг неожиданно исчез. Кто знает, может падение метеорита сопровождалось различными природными катаклизмами, как то пожары, огромные выбросы пыли или смертоносная радиация.

Ведь еще одна особенность Святого озера заключается в том, что в нем нет ни водорослей, ни прочих водяных растений, даже его дно фактически не содержит ила.

Таким образом перед нами встает загадка не проще тунгусского метеорита: что упало под селом Борок, какое влияние на жизнь в прошлом и настоящем оказывает это озеро?

А.П.Гаврилов.
Вложения
foto30691_158.jpg
foto30691_158.jpg (123.23 KiB) Просмотров: 10017
Аватар пользователя
Admin62
 
Сообщений: 1311
На форуме с: 02 апр 2013, 11:43
Сказал спасибо: 62 раз.
Поблагодарили: 36 раз.
Репутация: 11 

Re: Легенды Земли Рязанской

Сообщение Admin62 » 10 сен 2014, 11:29

Озеро Ундрих (Шиловский район)


Около села Борок есть небольшое озеро Ундрих. Старики рассказывали, что место это не совсем обычное. Начать с того, что когда-то здесь мордва жила очень богатая. Царь их стал прижимать, воли не давать и они ушли на Тамбовщину. А когда уходили, царь сказал, что все, что есть дорогое надо собрать – деньги там, богатства – и ему сдать, только тогда он разрешит спокойно уйти. Мордва она хитрая – решила все ценности спрятать, сказаться бедной. Собрали свои богатства, выбрали трех самых сильных парней и отдали им со словами, чтобы спрятали все в трех разных местах. Спрятали парни сокровища и вернулись к Ундриху (они там жили). Царь утром приехал, посмотрел, что мордва бедная – отпустил их так. А начальник мордовский, как только все отъехали подальше к Тамбову, велел парням вернуться за богатствами. Те поехали, да только попали на царские войска. Двоих парней сразу убили, а одного мучили, чтобы он место где спрятал сокровища, показал. Парень успел только сказать: «У озера Ундрих» – и помер. Царь искал, искал богатства, да не нашел.

А еще на самом Ундрихе атаман Терех, что на Тереховской горе жил – бочку с золотом спрятал. Спрятал да и заговорил: вплывай раз в год та бочка из воды, но увидеть ее может человек с чистой душой. Сколько уж людей хотели и мордовские сокровища найти и бочку Тереха – все попусту: может и нет их вовсе, а может так сильно заговорены.
Аватар пользователя
Admin62
 
Сообщений: 1311
На форуме с: 02 апр 2013, 11:43
Сказал спасибо: 62 раз.
Поблагодарили: 36 раз.
Репутация: 11 

Re: Легенды Земли Рязанской

Сообщение ФЫСЯ » 10 сен 2014, 12:25

Легенда о Святом озере


Недалеко от Тимошкино располагается озеро Святое. Про него рассказывали, что когда-то на этом месте холм был и на нем стояла церковь.

Люди тимошкинские всегда колдовством славились, в грехах значит, прозябали. Больше всех в колдовство ударился батюшка – ну Бог-то осерчал и решил покарать его. Ночью наслал молнию – она ударила в церкву, земля разверзлась и ушла церковь вся в яму. Утром глянули люди – а церкви нет, только озеро. Вода в нем святая. Мужики говорили, что слышали как колокола звонят перед ненастьем. Когда нефть-то в Тимошкино горела (1964 г.), так перед этим комсомольцы зацепились за крест веревкой, хотели его выволочить, да не смогли - она, церковь-то глубже ушла…
Аватар пользователя
ФЫСЯ
 
Сообщений: 10
На форуме с: 30 июл 2014, 14:45
Сказал спасибо: 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Репутация:

Re: Легенды Земли Рязанской

Сообщение Admin62 » 15 сен 2014, 13:41

Шацкие лиходеи
Старинная легенда гласит, что в лесной шацкой глухомани жили семь братьев-разбойников. Каждый из них имел свой притон, а старший брат-атаман обитал на Кладовой горе. По ночам, а то и днем выходили «добры молодцы» из чащоб лесных и грабили на больших дорогах проезжих богатых людей.

Рассказывают, что кудеяры бедняков не трогали, а часто делились с ними добычей. Грабили гультяи и богатые усадьбы. Все награбленное: золото, серебро, камни самоцветные, украшения драгоценные – прятали они в пещерах Кладовой горы.
Награбленные богатства братья-кудеяры складывали в бочонки. Да только богатства те были заговоренные – никому в руки не давались. Проникнуть в пещеры и увидеть богатства можно было только раз в году, в заутреню светлого праздника. Да только людям было страшно не только в пещеры спускаться, но и приближаться к горе.

Однажды один храбрый мужик решил подняться на Кладовую гору и добраться до спрятанных там сокровищ. На рассвете в праздничный день сотворил молитву Богу – и отправился в путь. Добрался до заветной горы и полез в темный вход пещеры. Помолился еще раз. Ну и стал потихоньку продвигаться вглубь пещеры. А там ходы во все стороны разветвляются. В какую сторону идти? Пошел смельчак, куда ноги поведут. Вскоре ход стал узким – на четвереньках пришлось пробираться. И вдруг заметил мужик: впереди свет разливается. Подобрался поближе, да так и ахнул! Перед ним – светлая, просторная горница, вырубленная в горе. Вдоль стен бочонки с разбойничьей добычей стоят. А в них чего только нет: золото, серебро, жемчуга, самоцветы… Да только взять ничего нельзя: по горнице солдаты с ружьями расхаживают, зорко добро охраняют. Как увидел мужик сокровища – так и обмер. Страх руки-ноги сковал. Перекрестился он и пополз назад. Сам не помнит, как выкарабкался на свет Божий, как до родной деревни добрался. Притащился домой ни жив ни мертв. Залез на полати, да так и не поднялся. Похворал-похворал мужик да и помер. А перед смертью наказ дал: никому на Кладовую гору не ходить, чтоб беды не нажить…
  
Что правда, то правда: в XVII – XVIII веках шацко-тамбовские места называли разбойным краем. Да и было отчего. Крепостной гнет здесь, на «украйне» государства, усиливался, а никакой управы на алчных помещиков не было. Подати и платежи, натуральные повинности год от годf росли. Рекрутчина забирала у крестьянства главную рабочую силу. Помещики-самодуры нередко унижали крепостных, красивых молодок заставляли нести «постельную повинность», над мужиками издевались. Чуть что не так – баре хватались за розги.

Некоторые крестьяне бежали с семьями на Дон, становились казаками. Другие оставались в родных местах и становились разбойниками. Они собирались в большие партии, иногда человек до ста, плавали на лодках и барках по Выше, Цне и Мокше, «разбивали» торговые суда и учиняли «многие грабительства и воровство». Большие шайки находили пристанище в цнинских лесах. Жили в шалашах, землянках, а то и рубили себе избы-времянки.

Лесные удальцы имели лошадей, холодное и огнестрельное оружие, иногда и небольшие пушки. Во главе каждой шайки стоял атаман – как правило, наиболее сильный, ловкий и удачливый разбойник. Обычно главарь забирал себе львиную долю добычи, а если у него имелась женщина, она принадлежала только ему…

После того как Шацк утратил оборонное значение в связи с расширением государства, Петр I возложил на город полицейские функции, и во времена его правления в Шацкую и Тамбовскую провинции посылались многочисленные воинские команды, которые успешно боролись с «воровскими людьми». Кроме того, была организована общественная охрана. 

«Добры молодцы» с большой дороги не дремали. В 1710 году в окрестностях Шацка наводили ужас шайки Никиты Ишикина и Максима Калыкина. Более сотни разбойников разъезжали на лодках по Цне, Выше и другим рекам, грабя села и пристани. В Сасове гультяи разорили кабак и вылили на землю все оставшееся «пойло». В Агломазове атаман заставил священника кропить святой водой свои лодки, за что разбойники клали в тарелку по копейке. Пострадал от гулящих людей и Николо-Черниев монастырь. Правда, монахов разбойники не тронули, но монастырские деньги забрали.

В шацкие леса была направлена воинская команда. Была захвачена целая воровская шайка, атаманом которой был поп Андрей Андреев, а есаулом – его сын Василий. В подвалах, оборудованных в воровском стане, были найдены бочки с водкой, продукты. Разумеется, на тропу разбоя многие гулящие люди выходили не от хорошей жизни, но тем, кого они грабили, от этого было не легче.

В первой половине XVIII века в Шацке значился палачом некто Молоствов, о котором рассказывали жуткие истории. Это был мужик огромного роста, заросший до глаз рыжей бородой, угрюмый и страшный. Краевед М.В. Румянцев писал, что Молоствов отличался крайней жестокостью и выполнял свои обязанности с видимым удовольствием. Когда в город привозили осужденных на казнь разбойников, на Соборной площади собиралась толпа обывателей. Палач в красной рубахе поднимался на помост, крестился на церковь, кланялся толпе, брал из рук помощника топор на длинной ручке и одним махом отсекал голову осужденному. Толпа шумела, на колокольне три раза бил набатный колокол. Молоствов жил в Казачьей слободе с женой. Рассказывали, что он убил сына-младенца и питался молоком жены, грудь которой сосал до крови. Он вынуждал кормящих женщин, сосал у них грудь. Мужья пытались его убить, но безуспешно. Покончила с ним жена, забеременев в очередной раз и предвидя печальный конец новорожденного. Она отрубила сонному мужу голову, потом заявила об этом шацкому воеводе…
  
В начале XVIII века недалеко от города Щацка жил помещик Трусов. Дворня в его имении была многочисленной, а усадьба казалась крепкой и надежной. Несмотря на это, на землевладельца напала шайка разбойников, «дом его разбили и его самого закололи до смерти рогатинами».

Нередко «гультяи» не жалели ни женщин, ни стариков, ни малых детей. Так, в 1728 году они напали на деревню Нашу, Шацкого уезда, и всех ребятишек «били и увечили смертным боем и огнем жгли, и отымали у них всякие пожитки…».

Отчаянная лихость разбойников иногда просто поражала. В 1732 году произошло следующее событие. Разбойничья партия, числом более ста человек, под видом рабочих нанялась к купцу Вышинской пристани. Обычные работы шли до шестого апреля, но в это число, приходившееся на первый день Пасхи, мнимые рабочие «Вышинскую пристань разбили дневным разбоем и взяли у купецких людей и на кабаки и в таможни денег тысяч с пять…».

Поделивши «дуван», разбойники попрыгали в лодки и поплыли вниз по Выше-реке… 

Ну а что же произошло с кладами, которых, судя по народным сказаниям, в шацкой земле схоронено видимо-невидимо? Где находится легендарная Кладовая гора – до сих пор существуют только предположения. А клады, в шацкой земле действительно имеются. 

В 1947 году в Шацке, на Республиканской площади, под церковью, найден клад серебряных монет XVI – XVII веков, относящихся ко времени царствования Ивана Грозного, Елизаветы Петровны. В глиняной кубышке находилось 112 монет, но едва ли этот клад принадлежал разбойникам, скорее наоборот; священнослужители зарыли деньги, опасаясь «воровских людей».

В 1965 году в селе Темешеве был найден клад из 957 серебряных монет XVI – XVII  веков.

В 1985 году житель села Лесное Конобеево Михаил Кокунов копал ямку для столба ограды и неожиданно наткнулся на полуразрушенный горшок, обернутый в истлевшую ткань. Блеснул металл. Оказалось, что в горшке было закопано свыше 540 серебряных монет общим весом 355 граммов. Находка была передана в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник. По свидетельству сотрудников музея, монеты представляют значительную историческую ценность. В основном, это серебряные копейки московской, псковской и новгородской чеканки, имевшие хождение в XVI – XVII  веках. На многих из них изображен всадник с копьем (кстати, отсюда и пошло название –«копейка»). Есть здесь и монеты с изображением всадника с саблей – так называемые «денги», равные по стоимости половине копейки. Монеты относятся ко времени княжения и царствования Ивана IV, Бориса Годунова, Василия Шуйского, Федора Ивановича. Есть даже монеты, отчеканенные при Лжедмитрии. Как попал клад в конобеевскую землю –остается только гадать..

Что ни говори, а разбойничьи клады, по всей вероятности, шацкая земля хранит и по сей день.
Аватар пользователя
Admin62
 
Сообщений: 1311
На форуме с: 02 апр 2013, 11:43
Сказал спасибо: 62 раз.
Поблагодарили: 36 раз.
Репутация: 11 

Re: Легенды Земли Рязанской

Сообщение Admin62 » 26 сен 2014, 08:48

Евпатий Коловрат
Евпатий Коловрат (1200 — 11 января 1238) — рязанский боярин, воевода и богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности», книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки», 1867). Былинные отклики и параллели к сказанию у Халанского, «Великорусские былины киевского цикла», 1885. О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем».
История
Родился, по преданию, в селе Фролово, Шиловской волости. Находясь в Чернигове (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем» с рязанским князем Ингварем Ингваревичем), по одной из версий, с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань. Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены» . Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1700 человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, «…а с ним сильные полки татарские», который обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия — «Что вы хотите?» И получил ответ — «Умереть!». Монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: И навадиша на него множество пороков, и нача бити по нем ис тмочисленых пороков, и едва убиша его. Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского вельможи, Батый отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам, и в знак уважения к их мужеству повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.
В некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый.
В некоторых редакциях «Повести» указывается отчество Евпатия — Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года. Первый город Суздальской земли, лежавший на пути монголов после битвы у Коломны — Москва — был взят 20 января 1238 года после 5-дневной осады.
Памятники
В 2007 году в Рязани на пересечении улицы Астраханской и Почтовой установлен памятник Евпатию Коловрату. Также ранее был установлен памятник в г. Шилово Рязанской области, так как этот город, из некоторых источников, считается родиной Евпатия Коловрата.
Вложения
gallery-event-22-33d7.jpg
памятник Евпатию Коловрату в Рязани
gallery-event-22-33d7.jpg (20.99 KiB) Просмотров: 9972
24386.jpg
Памятник Евпатию Коловрату в Шилово
24386.jpg (20.45 KiB) Просмотров: 9972
Аватар пользователя
Admin62
 
Сообщений: 1311
На форуме с: 02 апр 2013, 11:43
Сказал спасибо: 62 раз.
Поблагодарили: 36 раз.
Репутация: 11 

Re: Легенды Земли Рязанской

Сообщение Admin62 » 29 сен 2014, 16:15

Пётр и Феврония

В селе Ласковее (теперь — Ласково) в десяти километрах от Рязани родилась знаменитая Феврония, девушка красивая и мудрая. Петр, второй сын князя Юрия Муромского, страдал от проказы. Однажды ему приснилось, что излечит его Феврония — дочь бортника. Петр пообещал девушке жениться на ней, если она его вылечит. Феврония исцелила больного, а тот не выполнил своего обещания, и болезнь вернулась. Феврония во второй раз исцелила Петра, и только тогда князь женился на ней. Когда в 1203 году он хотел вступить на муромский престол, бояре воспротивились, заявив, что им не нужна княгиня-простолюдинка. Они стали требовать, чтобы Петр отослал от себя Февронию. Но князь отказался. Петр и Феврония оставили Муром. Когда бояре одумались, то стали молить Петра вернуться. Князь и княгиня вернулись. Перед своей кончиной Петр и Феврония объявили, чтобы их похоронили в одном гробу, который они сами для себя приготовили. Горожане не захотели выполнить их волю и после смерти (скончались они в один час 8 июля 1228 года) положили их в разные гробы. На следующее утро они увидели, что Петр и Феврония лежат вместе. После чудесного воссоединения воля Петра и Февронии была выполнена. А сами Петр и Феврония были причислены к лику святых. В наше время мощи Петра и Февронии находятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. А 8 июля в России отмечается праздник Петра и Февронии Муромских, покровителей семьи и брака. Символом праздника стала ромашка.
Аватар пользователя
Admin62
 
Сообщений: 1311
На форуме с: 02 апр 2013, 11:43
Сказал спасибо: 62 раз.
Поблагодарили: 36 раз.
Репутация: 11 

Re: Легенды Земли Рязанской

Сообщение Admin62 » 06 окт 2014, 10:42

АГРИКОВ МЕЧ

У Агрикова меча было много имен: Меч Ареса, Меч Войны, Сенусертов (Сесострисов) меч, Агриканов меч, Меч Добрыни. Он упоминается в исторических писаниях времен Древнего Египта, в европейских средневековых трактатах, в болгарских и русских сказаниях. Согласно преданиям, меч приносил победу в войне, и именно по этой причине за ним охотились спецслужбы Наполеона и Гитлера. Не прекратились поиски меча и в наши дни: его пытаются найти и археологи, и историки-энтузиасты, да и спецслужбы.
В декабре 1941 года в тыл Советского Союза Гитлером ( с подачи Альфреда Розенберга) была направлена экспедиция, который был одним из создателей Ананербе и возглавлял экспедицию на Тибет. Запрещался обстрел (и обеспечивалось прикрытие) некоторой части страны от Рязани до Мурома. Искали они там собственно артефакт "Агриков Меч" который был утёрян после того как Муромский князь Давыд Юрьевич со своей женой были изгнаны из Мурома., за то что молодой князь женился на простолюдинке. Впервые Князь упоминался в летописи потому ., что мог одолеть этим мечом непобедимого Змея - Оборотня. Вообще очень интересно, что фашисты очень серьёзно относились к артефактам древности и пытались собрать их все, а может и собрали. Ну ещё к слову, что жена князя была ведьмой из некоего народа который мог по преданиям управлять погодой и всвязи с этим получать небывалый урожай.
Одним из самых достойных владельцев легендарного меча был знаменитый рязанский богатырь Добрыня Никитич.
О его поисках Сенусертова меча рассказывает народное предание "Повесть о славном князе Владимире Киевском Солнышке Всеславьевиче и о сильном и могучем богатыре Добрыне Никитиче".
По преданию, доблестный Добрыня отправился на поиски волшебного меча для того, чтобы расправиться с Тугариным Змеем, разорявшим славянские земли. Где искать оружие, которым можно одержать победу над ненавистным врагом, подсказала приемная мать богатыря — волшебница Добрада. Она полагала, что меч хранится у доблестного воина Агрикана. После долгих странствий Добрыня нашел его тайник, но меча там не оказалось. Вместо него богатырю досталось другое волшебное оружие — копье Перуна. Им и сразил богатырь Тугарина Змея, который в то время осаждал замок болгарского князя Богориса.
И только после этого подвига признал витязя волшебный меч: когда благодарный за освобождение Богорис повел Добрыню в свой замок, меч сам возник перед богатырем.
Добрыня Никитич совершил множество подвигов, и волшебный меч все это время был с ним. Кстати, тут и началась путаница в названиях: поскольку считалось, что меч хранился в Агрикановом тайнике, Меч Сесостриса все чаще стали называть Агриковым (Агрикановым) мечом.
Добрыня погиб в очередном бою с врагами и был захоронен в кургане на берегу Оки в Шиловском районе Рязанской области. В 2012 году на этом месте был открыт памятник легендарному русскому богатырю. Меч же его был сокрыт Добрадой, вероятно, в подводной галерее расположенного на окском острове монастыря. Здесь и нашел его Петр перед битвой с Огненным Змеем.
После истории Петра и Февронии следы загадочного меча теряются. Но, судя по всему, он так и остался в рязанских землях. По крайне мере в это свято верили и аналитики Аненербе, и сыщики Наполеона.

По материалу Юрия Пугнина
Аватар пользователя
Admin62
 
Сообщений: 1311
На форуме с: 02 апр 2013, 11:43
Сказал спасибо: 62 раз.
Поблагодарили: 36 раз.
Репутация: 11 

Re: Легенды Земли Рязанской

Сообщение Admin62 » 16 окт 2014, 09:19

Галлюциногенная поговорка «У нас в Рязани грибы с глазами» — квинтэссенция рязанской истории. Современному человеку в голову приходят лишь мухоморы, а выяснять подлинный смысл лень. Да и зачем, если главные рязанские «бренды» — глазастые грибы, косопузые мужики и Есенин — давно оккупировали «туристическое бессознательное». Тут как с тамбовским волком — зачем понимать смысл, если можно ограничиться магнитом на холодильник.

Скорее всего, поговорке «У нас в Рязани грибы с глазами, их берут — они бегут, их едят — они глядят» не одна сотня лет. С уверенностью уже трудно что-то сказать, в летописях поговорки не объясняли, но важные события записывали. Даже поверхностное знание рязанской истории способно прояснить мистический смысл поговорки.

Великое княжество Рязанское было пограничным, восточнее — уже степи, источник постоянной угрозы. Пограничники — изобретение далеко не советское, особо охраняемые пограничные зоны существовали на Руси с древнейших времен. Была такая и на восточной границе Рязанского княжества, в Шишевском лесу. Находиться там могла только княжеская пограничная охрана, а угрозу безопасности границы определяли в том числе по грибам: «местные» правила знали, по лесу без дела не шатались и ничего там не трогали, так что сбитые или сломанные грибы были признаком вторжения чужака. Бдительные глазастые грибы, оповещающие своих и не сдающиеся врагу — согласитесь, это круче, чем популярная версия о мухоморах.

Пограничное Рязанское княжество первым приняло удар татаро-монгольских орд Батыя в 1237 году, с самыми трагическими последствиями. Через полтора столетия история закольцевалась: именно здесь, на реке Воже близ села Глебово-Городище, в 1378 году произошло сражение, положившее начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Оба события имеют непосредственное отношение к туристическому потенциалу современной Рязанской области. Сожженная Батыем столица княжества, ныне городище Старая Рязань в 60 км от областного центра — место многолетних археологических раскопок, «русская Троя», неисчерпаемый источник свидетельств насыщенной жизни богатого города. Ведь Рязанское княжество начали называть Великим еще в XII веке, когда Москву лишь впервые упомянули в летописях.

Наблюдение за работой археологов в Старой Рязани уже стало популярным туристическим аттракционом, но для любителей истории это действительно уникальная возможность увидеть своими глазами срезы времени. Не менее популярен ежегодный фестиваль исторической реконструкции «Битва на Воже» (август) — хороший повод развлечься и подучить матчасть, раз изучение истории по книгам постепенно уходит в прошлое.

Еще одна неожиданная «загогулина» татаро-монгольско-рязанской истории — древний город Касимов в центре Мещеры, превратившийся из разоренного татарами Городца Мещерского в столицу союзного Москве Касимовского ханства. Привет жителям Казани, ежедневно наблюдающим падающую башню Сююмбике: легендарная правительница окончила свои дни в рязанском Касимове. Касимовское ханство просуществовало 229 лет и оставило в наследство современному городу минарет XV века, мечеть и два мавзолея, а также пеструю смесь мусульманства и православия, русских и татар, мирно сосуществующих уже много веков. Еще один рязанский город с подобным колоритом — Кадом, тоже входивший в состав Касимовского ханства.

И ведь это только фрагменты древней истории, потому так досадно, что Рязанщина в современном сознании ассоциируется чуть ли не с деревенщиной. Да, исконный рязанец, произнося пресловутую поговорку, скажет «…их ядять, а они глядять», и в ответ может услышать «эх, дяревня, Рязань косопузая!». Но знание истории превращает «косопузость» в комплимент рязанским мастерам-плотникам, которые, засунув за пояс топор, шли работать по всей России. Тяжелый топор оттягивал пояс и, соответственно, перекашивал «пузо» — отсюда и выражение... Говорят, оно появилось во времена Петра I, для строительства кораблей пустившего под топор рязанские леса. Обработкой дерева занимались как раз «косопузые» рязанские мужики.

Впрочем, сегодня туристическая Рязанщина ассоциируется с мужиками не косопузыми, а скорее кудрявыми и лирическими. Здесь стоит село Константиново, родина Сергея Есенина, и все почитатели «последнего поэта деревни» уверены, что именно в этих краях бьется поэтическое сердце России. Но Есенин, конечно, не единственный, кого вдохновила здешняя природа. В рязанской Мещере подолгу жил и работал Константин Паустовский, чья классическая книга о Мещерском крае стала приглашением к путешествию для множества читателей. Остается только повторить за ним: «Есть у рязанской земли одно необъяснимое свойство, — тот, кто побывал здесь однажды, становится пленником этих мест навсегда».
Аватар пользователя
Admin62
 
Сообщений: 1311
На форуме с: 02 апр 2013, 11:43
Сказал спасибо: 62 раз.
Поблагодарили: 36 раз.
Репутация: 11 

Re: Легенды Земли Рязанской

Сообщение Admin62 » 18 окт 2014, 09:31

Легенда о разбойнике Гришке
Недалеко от села Федосеева Пустынь ( Шиловский район Рязанской области), где ключ Бахта впадает в речку Старицу, жили когда-то давным-давно два разбойника-бандюги. Одного из них звали Гришка-расстришка.

Далеко от сел, рядом с лесами ночью было страшно, но разбойники готовились к следующему нападению на купцов. И когда на реке Старице проходили баржи купцов - разбойники грабили их. Попав на корабль бандиты брали деньги, золото, а если у кого были серьги или кольца, то брали и их.

В определенное время в глуши этой появилась старая дева, которая жила в селе Федосеева Пустынь. Разбойники с радостью встречали ее, потому что она приносила им еду, прибирала в жилище. А жили они у дуба, где в дерево врезана была икона Святого Савватия, небольших размеров.

Через несколько дней, когда по Старице проходили суда разбойники опять налетали на них.

Суда тащили в то время на лошадях, так что разбойники легко пробирались на них и грабили. Жили они привольно, но когда настали трудные времена им пришлось уйти из этих мест, а золото они свое в заветное место зарыли.
Аватар пользователя
Admin62
 
Сообщений: 1311
На форуме с: 02 апр 2013, 11:43
Сказал спасибо: 62 раз.
Поблагодарили: 36 раз.
Репутация: 11 

След.

Вернуться в Новости форума

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей